Первый российский тест компактных по размеру, но не по звуку напольников АЕ109 Acoustic Energy
Спустя 20 лет после выхода оригинальных колонок английский производитель выпустил их современное переиздание. Задача осталась прежней: создать акустические системы по демократичной стоимости и со звучанием, выходящим за рамки данной ценовой категории. Удалась ли реинкарнация одной из самых успешных моделей за всю историю компании?! Свой ответ на этот вопрос подготовили специалисты из журнала salonav.com
Возвращение к истокам – прекрасный способ напомнить новому поколению слушателей о том, каким был hi-fi в годы своего расцвета. Известный британский производитель акустики создал реинкарнацию культовой модели AE109, впервые выпущенной 20 лет назад. Традиции старой доброй Англии в современном исполнении – это стоит послушать.
ПУТЬ К СЕБЕ
На самом деле история с перевыпуском этой модели куда более интересная. Компания, основанная в 1987 году в западном пригороде Лондона, в 1995-м перешла в собственность азиатских инвесторов, которые пересмотрели производственную программу в пользу массовых моделей начального уровня и акустики для домашнего кино. Ничего плохого сказать не хочу – солидные вложения позволили создать качественные и востребованные рынком изделия – модели Aego, Aegis, Neo и линейку Evo. А около года назад прежний менеджмент выкупил контрольный пакет, и к своему 30-летниему юбилею Acoustic Energy вернулась под юрисдикцию Британской Короны. По такому случаю было решено выпустить несколько знаковых продуктов, символизирующих приверженность славным Hi-Fi традициям в новых условиях. Первым таким символом стали уже знакомые нам AE1 Active, активная версия легендарных мониторов АЕ1, затем была возрождена 100-я серия, хит продаж в середине девяностых. Она вдохновила на создание четырех современных систем – полочных АЕ100, напольных АЕ109, громкоговорителя центрального канала AE107 и активного сабвуфера АЕ108. Работали над ними долго и вдумчиво, чтобы не только сохранить фирменный саунд, но и превзойти прошлый результат. В частности, добивались большого звука при компактных габаритах и доступной цене.
Новая конструкция головок с усиленной магнитной системой и подвесами, рассчитанными на большие смещения лёгких бумажных диффузоров, позволила радикально снизить искажения при любой громкости.
Старшая АЕ109 имеет высоту корпуса 80 см, а калибр мидбасовых драйверов всего 4 дюйма. При этом подводимая мощность может достигать 150 Вт, а максимальное звуковое давление – 113 дБ. Новая конструкция головок с усиленной магнитной системой и подвесами, рассчитанными на большие смещения лёгких бумажных диффузоров, позволила радикально снизить искажения при любой громкости. Конусовидные пылезащитные колпачки являются фазовыравнивающими элементами. Нижнее звено работает в фазоинверторном оформлении с щелевым портом во всю ширину задней стенки. При такой площади воздуховода скорость потока очень низкая, поэтому турбулентные призвуки – «вздохи», шорохи и т.д. – отсутствуют.
Кольцевой твитер с мягким куполом калибра 28 мм имеет оформление WDT – улучшенный вариант более ранней конструкции DXT, применявшейся в дорогой серии Reference. Wide Dispersion Technology подразумевает волновод (короткий рупор) с раструбом особого профиля, который формирует нужную диаграмму направленности, сохраняя линейность частотной характеристики вплоть до 35 кГц, верхней рабочей границы твитера.
Полосы делятся на частоте 2300 Гц, сама же конструкция 2,5-полосная.Т.е. мидбасовые динамики абсолютно идентичны, но перекрывают разные полосы. Этим достигается более точное, чем у трёхполосных систем, временное согласование в нижнем и среднем диапазонах. Большое внимание когерентности излучения всех головок уделялось и при проектировании кроссоверов. Входных клемм две.
В нижней части сделан отсек для засыпки балласта, для чего в нижней части корпуса имеется отверстие, закрытое пробкой.
Корпус имеет повышенную жёсткость и инертность – стенки у него узкие, из 18-миллиметрового МДФ. В нижней части сделан отсек для засыпки балласта, для чего в нижней части корпуса имеется отверстие, закрытое пробкой. Эта полость на заводе заполняется металлической стружкой, за счёт чего достигается солидная масса колонки – 17,5 кг. В комплекте имеются шипы с контргайками.
Модель AE109 выпускаются с чёрным матовым покрытием и в виниловой плёнке, имитирующей шпон ореха. Лёгкие тканевые грили крепятся на магнитах. Качество изготовления и отделки безукоризненное.
Внешне колонки ничем не выделяются – такие поставишь в комнате, и через какое-то время просто перестанешь замечать. До тех пор, пока не захочется послушать музыку.
Уже через несколько минут внимание полностью переключается с лаконичной формы на внутреннее содержание. Каждое инженерное решение убивает, как минимум, двух зайцев. Компактный корпус не только снизил себестоимость систем, но и позволил добиться слитности звучания, характерной для полочных мониторов. В результате – филигранное построение звуковой сцены при вполне взрослой динамике и убедительном нижнем регистре. Скромный калибр драйверов обусловил мгновенную реакцию на резкие звуковые контрасты, а энергетика обеспечивается суммарной площадью пары диффузоров. Отсутствие окраски и призвуков на большой громкости – заслуга жёсткого корпуса и фазоинвертора оригинальной конструкции.
Вот и получается – врубаешь симфонический оркестр, и в комнате возникает его хоть и уменьшенная, но вполне достоверная по тембральному и эмоциональному наполнению копия. Внушительное tutti, и сразу после — едва слышимая, но абсолютно живая партия флейты. Насчёт скорости хоть и повторюсь, но всё же отмечу способность AE109 показать характер звучания остальных компонентов системы. В частности, новые динамики сумели передать динамическое разрешение очень быстрого усилителя Astin Trew и воздушную подачу верхнего регистра CD-проигрывателя Creek.
Скромный калибр драйверов обусловил мгновенную реакцию на резкие звуковые контрасты, а энергетика обеспечивается суммарной площадью пары диффузоров.
Кольцевой твитер реально хорош – может показать всю жесть тарелок на тестовой записи ударной установки, и едва заметную искру треугольника на заднем плане большого оркестра.
По общему впечатлению, AE109 – акустика недорогая, но на удивление правильная. Не равнодушная, но и ничего не приукрашивает. И на малой, и на большой громкости музыкальный баланс практически идеален. Вокал, тембры инструментов, окружающая атмосфера – нигде ухо не ловит упрощений или лишних акцентов. Отличное чувство ритма, трёхмерная сцена. С этих колонок можно начать построение системы, подбирая под них остальные компоненты – это будет самый прямой путь к настоящему хай-файному звуку.
Акустические системы Acoustic Energy AE109
Производитель: Acoustic Energy Loudspeakers Ltd (Великобритания)
www.acoustic-energy.co.uk
Конфигурация: 3 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 35000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частота раздела полос: 2300 Гц || Чувствительность: 89 дБ || Пиковое SPL: 113 дБ || Максимальная подводимая мощность: 150 Вт || Отделка: чёрная матовая, орех натуральный шпон || Габариты: 800 х 160 х 240 мм || Масса 1 шт.: 17,5 кг || Цена за пару: 54 900 руб. (чёрные), 49 500 руб. (орех)
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Creek Evolution 100CD
- Стриммер Musaic MPL
- Интегральный усилитель Astin Trew AT2000
- Сетевой кондиционер ISOL8 Inline
- Кабели:
- межблочные и акустические Studio Connections Reference Plus
- сетевые ISOL8 Isolink Wave
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
Редакция благодарит салон «Панорама» за помощь в проведении прослушивания www.panoramatv.ru
Автор: Николай ЕФРЕМОВ
Источник: Salon AV
Посмотреть в каталоге: AE 109 (2017)