ГЛАВНАЯКАТАЛОГТЕСТЫ И ПУБЛИКАЦИИНОВОСТИГДЕ КУПИТЬ

Новое прочтение. Акустические системы Acoustic Energy Reference 2. «PRO High End» #6 [06] 2012

Посмотреть PDF-версию публикации

Вот уже четверть века английская компания Acoustic Energy производит акустические системы как для домашнего, так и для студийного применения. А начиналось все с теперь уже легендарных 2-полосных мини-мониторов AE1. Буквально через год появилась их увеличенная по габаритам и числу динамиков, но по-прежнему полочная версия AE2, а спустя еще какое-то время обе они были выпущены в модификации Signature, улучшенной относительно штатной как с технической точки зрения, так и в плане внешней отделки. Нельзя не упомянуть и достаточно редкую, знакомую разве что самым преданным поклонникам марки 4-полосную напольную акустическую систему AE5 — пожалуй, до сих пор самый масштабный проект компании. Очевидно, что появившаяся в прошлом году новая модель Reference 2 стала продолжателем славных традиций, по крайней мере в смысле преемственности позиционирования в линейке этого производителя. Мы же попробуем выяснить, что изменилось в конструкции и как это повлияло на качество звучания.

Acoustic Energy Reference 2

Конструкция

Начнем с динамиков. Металлические диффузоры всегда были визитной карточкой этой компании, и стоит отметить, что в первых «двойках» алюминиевыми были все излучатели, включая купол твитера под съемной защитной сеткой. В данном же случае используется модифицированный ВЧ-динамик Vifa Ring Radiator с тканым куполом. В качестве акустического оформления установлен волновод от датской компании DXT (Diffraction Expansion Technology), разработанный Майком Томасом. Если мне не изменяет память, то данная практика берет свое начало с серии Radiance.

Acoustic Energy Reference 2Пара НЧ-динамиков с алюминиевыми диффузорами диаметром 100 мм ранее была нагружена на три фронтальных фазоинверторных порта, сейчас же используется один тыловой, существенно большего «калибра». Естественно, что и сами динамики за это время претерпели существенные изменения. Разделительный фильтр в первых «двойках» имел крутизну среза аж в 24 дБ на октаву, но в последующих версиях (в том числе и в «подписанной») порядок резко стал первым, с частотой раздела в 4 кГц. В нашем случае частота раздела снизилась, а порядок повысился, в обоих случаях — вдвое. Любопытный момент: в разделительном фильтре твитера вместо резистора используется трансформатор. Наконец, ранее для подключения усилителя был предусмотрен режим bi-wiring, сейчас же мы наблюдаем на задней панели лишь одну пару клемм, похожих на продукцию компании WBT.

Стенки корпуса толщиной в 15 мм представляют собой своего рода «сэндвич» из двух слоев MDF и резины между ними, в пропорции 7/3/5 мм. Активно используются внутренние стяжки/распорки. Внешняя отделка — шпон макассарского эбена под девятью слоями лака с послойной ручной полировкой. Объем корпуса новинки относительно первой версии АЕ2 увеличился почти на 5%, а вот масса стала на 3 кг меньше; что же касается «подписанного» варианта, то он был тяжелее на целых 9 кг — правда, ранее для демпфирования корпуса применялись металлические пластины.

Материалы новых опциональных стоек в целом аналогичны использованным в корпусах: это специальная резина и MDF. Ранее же они собирались из алюминиевых пластин и труб, заполненных полиэтиленовыми пакетами со свинцовой дробью, поэтому неудивительна их 4-кратная разница в весе. Впрочем, все эти сравнения если и следует проводить, то с учетом стоимости: так, например, пара АС в версии Signature вместе со стойками и поправкой на инфляцию стоила бы сейчас больше 10 тысяч долларов.

Относительно установки. Ранее производитель (нетипично для АС с асимметричным расположением ВЧ-динамиков) рекомендовал располагать их твитерами «наружу» и с легким «недоворотом» на слушателя, сейчас же подобных советов найти не удалось — так что будем полагаться на собственные уши.

Изготовлены АС в Англии.

Прослушивание

Acoustic Energy Reference 2Очень давно, в глубоком детстве, кто-то из взрослых объяснил мне, что ветер получается из-за того, что деревья качаются. В детстве мы многое принимаем на веру. Нет более благодарного слушателя, чем ребенок в своем неосознанном стремлении к познанию мира. Уверовав в сей факт, я долго наблюдал за кронами деревьев, почти физически ощущая в них источник ветров. Пока не пришло время переосмысливать мифы. Многие вещи, в которые верим, мы принесли с собой из того времени, когда мы не умели анализировать и всё принимали на веру... Эту привычку многие из нас проносят через всю жизнь — другие, наоборот, имеют обыкновение подвергать всё сомнению. Кто более прав? По всей видимости, и те, и другие.

Уже в зрелом возрасте мне повезло услышать одну из первых появившихся на российском рынке моделей AE. Тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление. Кто-то из знакомых вынес вердикт: «Только это. И ничего другого!» Во многом я был с ним согласен. Те первые AE были очень близки к тому, чтобы считаться эталоном. Reference 2 — продукт четвертьвековой эволюции, олицетворение неприятия конструкторами AE «нахоженных троп». Их дизайн и конструкция кажутся достаточно консервативными, но, как всегда, «дьявол — в деталях». Талант — это то, что отличает настоящий плов от рисовой каши с мясом. А его наличие подтверждается не только временем, в течение которого компании удавалось оставаться «на плаву», но и внушительным модельным рядом, в котором не нашлось места для «статистов». Каждая модель — как выстрел. Если не в десятку, то уж точно не мимо цели. Так насколько хорошо выставлен прицел в случае с «двойками»?

«Ghost Beads» от Oregon — изящная джазовая вещица, словно изначально написанная для наших испытуемых. Это не просто «чисто» и «детально». Это, скорее, совпадение на эмоциональном уровне. Когда ты начинаешь не просто чувствовать, но верить в Магию Звука. Всегда казалось, что подобную музыку невозможно написать. Ее можно только уловить из верхних сфер — и, пропустив через себя, воспроизвести. Оставив за скобками вопрос об авторстве. Великолепно переданная духовая секция, как и перкуссия, заставляют забыться и перенестись туда, где рука Будды перебирает призрачные четки.

Тяжелые стили — не совсем то, ради чего создавалась эта модель. Записные рокеры звучат на них вполне убедительно, но самый низ диапазона — пресловутое «мясо» — несколько «обезжирено». Фанатов это не остановит, эстетов не заинтересует, а мне не хватило той здоровой толики агрессии, которая, впрыскиваясь адреналином в кровь, растворяет сознание в ритме, заставляя притопывать и рисковать запястным суставом в попытке изобразить рифф на воображаемой электрогитаре.

Acoustic Energy Reference 2А вот «Super Colossal» от Сатриани прозвучал вполне себе зажигательно. И всего было вдосталь. И пронзительного «вокала» Ibanez’а, и аккомпанемента, оттеняющего виртуозный стиль мастера и придающего ему масштабность, подобно тому, как правильная оправа подчеркивает игру камня.

Концерт для кларнета и оркестра ля мажор Моцарта прозвучал весьма убедительно. Слаженность струнной группы и вкрадчивый бархатный голос кларнета складываются в причудливую вязь, которую сложно представить просто плодом воображения взбалмошного австрийца. Reference 2 идеально передают камерные произведения, да и симфонические составы звучат вполне впечатляюще, с некоторой оговоркой, учитывая размер и объем испытуемых. Если самый нижний регистр очерчен, то середина и верх нарисованы идеально выверенными мазками. Такой характер звучания придает исполняемым произведениям некоторый оттенок легкости и воздушности. Что как нельзя более кстати подходит для произведений Венской классической школы, да и барочной музыки вообще.

Инструментальные композиции также удаются «двойкам». Они в меру аналитичны, в меру детальны и обладают даром не потерять мелодическую составляющую за красотой штрихов и мелизмов. «Go on» из саундтрека к фильму «Фурия» от Брайана Мея — как доказательство разноплановости и универсальности акустических систем. С некоторыми оговорками они одинаково хорошо справляются с самым разным музыкальным материалом. Всё же «полочники». Со всеми вытекающими.

И говоря о форм-факторе, стоит упомянуть стойки, разработанные для этой модели производителем. Имея вставки в цвет шпона АС, они весьма прилично задемпфированы. И пусть это не жесткая рамная конструкция, но даже если удастся найти цельносварные экземпляры и убедиться в их звуковом превосходстве, вы вряд ли найдете стойки, которые бы так гармонично сочетались с дизайном Reference 2. Что, на мой взгляд, немаловажно, поскольку «двойки» потрясающе элегантны. Строгость форм в сочетании с великолепным шпоном притягивает взгляд. Они не потеряются в любом интерьере. И, как не часто бывает, в нашем случае форма более чем соответствует содержанию.

Контрольная система

  • CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
  • интегральный усилитель Bladelius Thor Mk II;
  • сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
  • межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
  • кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

АС Acoustic Energy Reference 2

  • Технические характеристики (по данным производителя)
  • Частотный диапазон, ±3 дБ: 40 Гц – 40 кГц
  • Чувствительность: 89 дБ
  • Номинальный импеданс: 6 Ом
  • SPL: 111 дБ
  • КНИ (200-20000 Гц): <0,3%
  • Рекомендуемая мощность усилителя: до 250 Вт на 8 Ом
  • Габариты (со стойкой): 395 (1045) х 255 (280) х 310 (320) мм
  • Масса (со стойкой): 14 (21,5) кг

Вывод

«PRO High End» #6 [06] 2012Acoustic Energy Reference 2 — не просто очередная модель от одного из самых маститых производителей. Это итог временного отрезка в четверть века. Это мировоззрение и философия, воплощенные в конечном продукте. Это новая вершина и повод задуматься для конкурентов. Это возможность для конечного потребителя обзавестись стильными и современными акустическими системами, которые способны не только радовать слух, но и услаждать глаз.

Максим Семейкин

Источник: «PRO High End»

Посмотреть в каталоге: Reference 2

Вернуться назад